IPM RAS / About / Persons / M. Silaev

A theorist from Afonino village

In: «Nizhegorodskii Potential' journal of the Nizhny Novgorod Research Center RAS, № 2, 2012

Our «New Names' column guest today is a research associate with the IPMRAS, candidate of physical and mathematical sciences, Mikhail Silaev.

Mikhail Andreyevich Silaev graduated with honors from the NNSU Advanced School for General and Applied Physics (ASGAP) in 2005 with a Master’s degree in physics. Since 2003 he has been affiliated with the IPM RAS. In the period of 2005-2008 he completed a full-time postgraduate course at IPM RAS and defended his PhD thesis: «Electron structure and transport properties of the mixed state of mesoscopic superconductors'.

In 2008-2011 he worked at the Royal Institute of Technology in Stockholm, Sweden, аnd in the low-temperatures laboratory at the Helsinki University of Technology, Finland. At present he is a research associate with the mesoscopic systems theory lab, involved in studies of the vortex state properties of superconductors and superfluids, аnd quantum transport in mesoscopic superconducting structures.

Mikhail is author of 15 publications in leading scientific journals, winner of the Razuvayev regional competition for postgraduates, holder of the «Dynasty\' foundation scholarship for undergraduates, postgraduates and PhDs, winner of the National Science Support Foundation «Best graduates of RAS' scholarship. He is currently supervisor of the RFFR and RF President grants program for young candidates of science.

— Mikhail, tell us a few words about yourself.

— I was born on 11 November 1983 in Gorky. My father is a D. Sc in physics and mathematics, for a long time he had a teaching position at the University. At present he is head of the economic theory department at the Higher School of Economics (HSE). Mother is a radio engineer by education, she worked at the Gorky Radio Engineering Research Institute аnd now teaches at HSE. My younger brother and sister are twins. Brother is currently an IAP RAS postgraduate student and sister is a teacher at HSE, too.

I finished school №40. I can’t say that physics was among my favourite subjects then, I was more keen on chemistry and even attended the «young chemist school' at the University. I applied to the HSGAP mostly because the best brains from our graduation class went there. As a matter of fact, I was very lucky with fellow students in terms of their aptitude for physics and math. And, since I had to work hard all the time to keep up with them, I graduated from the university with honors. The educational process in the HSGAP is oriented towards academically strong students, one may flunk any time for poor performance. I remember two cases when students were expelled shortly before graduation. At HSGAP they work real hard indeed.

— Why did you choose IPM RAS?

— In our third year at the university we were to do a course project either in IAP RAS or in IPM RAS. Some sixth sense told me it would be more interesting to work at the Institute for Physics of Microstructures, in the superconductor physics department. And it proved to be the right choice. I met many professionals who were genuinely into science. When you find yourself in such an environment, you are sure to get inspired and willing to work. Besides, there is no rigid administering of a researcher’s activities. The range of problems addressed in the department is determined by the research areas of interest to its most active scientists, but one is free to choose one' specific problem for investigation.

Although the general direction of research was suggested by my scientific advisor, Alexander Sergeyevich Melnikov, I was given enough freedom to formulate and solve a few problems on my own. I thus wrote two articles that presented a certain interest to the scientific community and helped establish international contacts. Of course, it was largely owing to A. M. Melnikov’s assistance. At one conference he introduced me to Grigorii Yefimovich Volovik, professor from the Landau Institute for Theoretical Physics in Chernogolovka, with whom I did a few works later.

— When one is on a solo flight it is easy to lose a direction.

— There is a risk involved, but I am always open to counsel. In our lab you can ask advice of qualified researchers who will tell you whether this or that problem is worth taking up, and you can be perfectly sure of it being an objective judgment.

— What are you doing now?

— A new class of multiband superconductors was discovered recently, they are special for their superconducting state being formed by electrons of several different types. I study the properties of Abrikosov vortices in these extraordinary superconductors. Besides, professor G. Ye. Volovik suggested that we consider a few problems together on topological superconductors, which is a fairly «trendy\' field of research currently. Topological superconductors and insulators are the entire variety of recently discovered semiconductors and metals in which free electrons are localized near the boundary.

Independent activity of young scientists is encouraged and supported in our laboratory in every way, and I like this style of work. I think our lab is one of the few in our town, where the focus is on theoretical physics. That such an approach yields good results is confirmed by a large number of publications of our scientists in recognized scientific journals. For example, I recently succeeded in placing my article in one of the most reputed journals, «Physical Review Letters'. To have it done on one’s own, without well-known names on the list of co-authors is big luck for a young scientist.

— What other interesting problems have you solved?

— One of the most interesting problems was given me by my supervisor, А. S. Melnikov, when I just started the PhD studies. Its solution is very important fundamentally as providing insights into the properties of the electron spectrum in superconductors with the Abrikosov vortices. The result of this work turned out quite surprising and allowed us to offer new interpretation of the experimental data that remained unclear to that moment.

I am also interested in topological superconductors and related issues. It was great working on the problems stated by G. Ye. Volovik and I look forward to our cooperation in the future. All the more so that this area is an active research trend currently and the publications immediately attract attention of the scientific community. Many leading scientists in the field of solid-state physics are now focused on study of topological superconductors and insulators. Very likely, the compounds that can be used in applications are near at hand. One key player on this field is professor Shoucheng Zhang of Stanford University. His research group is very productive, they have been uncovering new amazing properties in topological superconductors and insulators continuously of late.

— Would you like to work for a while in such a laboratory?

— Sure, but a young scholar from a Russian province can only dream about it. At least today. Scientists of that status are hard to make contacts with. And this is an objective reality. Our achievements in the physics of superconductors are not very well known yet. Besides, even with interesting results and publications you will have to take pains to win recognition from the scientific community in the West, if you work in Russia. It is common knowledge that scientific results get stolen, and once we too fell victim to such a rip-off. Some persons from a rather famous western research group just took a few formulas from the article we wrote with A. S. Melnikov and had them published as their own in a reputed western journal. To defend oneself against piracy in such a case is impossible, unfortunately.

— So, they do keep track of the young Russian scientists' achievements?

— They do. And one may find comfort in the thought that this is also acknowledgment of its kind. Of course, to be recognized by the scientific community is very important, but I enjoy the mere process of problem solving rather than disseminating my ideas and competing with rivals.

— You recently came back from Stockholm. What did you do there?

— That trip was connected with my research interest that I've already mentioned, i. e., investigation of multiband superconductors. It all started with my finding a rather peculiar feature in the vortex structure in a two-band superconductor near the boundary. I had the results published in a journal and soon received a letter from Yegor Babayev, a young professor at the Royal Institute of Technology in Stockholm. Yegor is a FizTekh graduate, he did his PhD program in Sweden, worked as a postdoc with famous Neil Ashcroft in the USA, and then got a permanent position in Stockholm. He offered me a postdoctoral job but I refused to take up the position and arranged just for a few months of work in his lab. I was given a leave of absence from the IPM, and I am very grateful to the leaders of our department for that. I must say, I was not the only one to have had such an opportunity, young scientists at the Institute always get support and encouragement in terms of overseas work and traineeship.

— Your have earned praise of your senior colleagues and know yourself you have achieved a certain success. Aren’t you afraid of «stardom disease'?

— No, I am not, because I am protected by the harsh reality of life.

- A beautifully put phrase, but what does it imply?

— One has to constantly confirm one’s gained success and self-sustainablity, especially, if one works in a small institute near some Afonino village rather than in a world-famous research center.

— You mean, Afonino guarantees immunity to stardom disease?

— In a way. But it does not mean I want to change my work place. I like it a lot here. When I was working in Stockholm, for example, I didn’t see so many highly qualified scientists gathered in one place, the experts you can learn from and talk the same language to. I want and aspire to be their match!

— Do everyday life concerns interfere with your scientific activities?

— I can say that «the needy theoretical scientist' stereotypes are often too exaggerated. Of course, the financial well-being of young scientists largely depends on grants and scholarships from various foundations. Fortunately, the young researchers at IPM RAS are pretty well supported by Dmitry Zimin’s «Dynasty\' Foundation. When I was a postgraduate, their scholarship was higher than the salary, and it was a tangible support. At that time my wife and I, we lived separately from our parents but we had enough money to manage on our own.

- Is your wife in science too?

— Yes. She graduated from the NNSU radiophysics department, defended a PhD thesis recently and now works at the IAP RAS. Actually, we met at the summer school held by the INTEL corporation for university students. Out of mere curiosity I decided to participate in that workshop and it turned out worth it.

— Is there anything else in your life apart from physics?

— Of course, we live like all young people do. We like entertainment and recreation activities. And we don’t talk shop at home because we are in different fields of research. Mine is solid state physics and my wife is involved in hydrophysics. These sciences have little, if anything, in common, and we are not looking for things to share on the professional side. There are many other exciting topics.

— I wish you continued success in the future!

Interviewed by I. Tikhonova

© 2000—2018, IPM RAS.
E-mail: director@ipmras.ru

Address: Academicheskaya Str., 7, Afonino, Nizhny Novgorod region, Kstovsky district, Kstovo region, 603087, Russia

Phone: +7 831 4179473,
Fax: +7 831 4179464,
Mail address: GSP-105, Nizhny Novgorod, 603950, Russia

РусскийEnglish

Теоретик из деревни Афонино

Статья в Вестнике ННЦ РАН «Нижегородский потенциал», № 2 (7), 2012 г.

Сегодняшний наш собеседник в рубрике «Новые имена» — научный сотрудник ИФМ РАН кандидат физико-математических наук Михаил Силаев.

Михаил Андреевич Силаев в 2005 г. окончил с отличием факультет ВШОПФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского, получив степень магистра физики. С 2003 г. работает в ИФМ РАН. В 2005–2008 гг. обучался в очной аспирантуре ИФМ РАН, в результате чего защитил диссертацию «Электронная структура и транспортные свойства смешанного состояния мезоскопических сверхпроводников» на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук.

Работал в Королевском технологическом университете (Стокгольм, Швеция), а также в лаборатории низких температур технологического университета г. Хельсинки, Финляндия (2008-2011). В настоящее время занимает должность научного сотрудника в лаборатории теории мезоскопических систем, направление научной деятельности связано с исследованием свойств вихревого состояния сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей, а также квантового транспорта в мезоскопических сверхпроводящих структурах.

Автор 15 статей, опубликованных в ведущих научных журналах. Был лауреатом конкурсов Нижегородской области для аспирантов им. академика Г. А. Разуваева, стипендиатом фонда «Династия» для студентов, аспирантов и кандидатов наук, стипендиатом Фонда поддержки отечественной науки по программе «Лучшие аспиранты РАН». В настоящее время является руководителем грантов РФФИ и Президента РФ для молодых кандидатов наук.

— Михаил, расскажите немного о себе.

— Родился 11 ноября 1983 года в Горьком. Отец — доктор физ.-мат. наук, долгое время преподавал в Горьковском университете, а сейчас заведует кафедрой экономической теории в Высшей школе экономики. Мама — инженер-радиотехник по образованию, работала в ГНИИРТ, а сейчас тоже преподает в ВШЭ. У меня есть младшие брат и сестра, двойняшки. Брат учится в аспирантуре ИПФ РАН, а сестра преподает в ВШЭ.

Учился в школе №40. Не могу сказать, что в школе мне очень нравилась физика, я скорее увлекался химией, даже занимался в университете в школе юного химика. Поступать во ВШОПФ решил, в основном следуя примеру самых сильных ребят из моей параллели в школе. Мне вообще очень повезло с однокурсниками в плане их способностей к изучению физики и математики. И поскольку мне приходилось все время за ними тянуться, я в конце концов окончил университет с красным дипломом. А процесс обучения во ВШОПФ построен с ориентацией на сильных студентов. И на протяжении всего обучения могли отчислить за неуспеваемость. На моей памяти было два случая отчисления перед самым дипломом. Атмосфера во ВШОПФ реально рабочая.

— Почему выбрали ИФМ РАН?

— На третьем курсе мы должны были делать курсовую работу в одном из двух институтов — в ИПФ РАН или ИФМ РАН. Каким-то шестым чувством я понял, что мне будет интересней работать в ИФМ РАН в отделе физики сверхпроводников. И не ошибся. Я встретил много людей, по-настоящему увлеченных наукой. Когда попадаешь в такую атмосферу, то у тебя самого появляется интерес и желание работать. Кроме того, я не встретил здесь жесткой административной системы, которая бы регламентировала мою деятельность. Спектр задач отдела определяется областями исследований наиболее активных научных сотрудников отдела. А над какой конкретной задачей тебе интересней работать, ты можешь выбрать сам.

И несмотря на то что общее направление работы было предложено руководителем, Александр Сергеевич позволил мне самостоятельно поставить и решить несколько задач. Так были написаны две самостоятельные научные статьи, вызвавшие определенный интерес в научном сообществе, что стало поводом завязать внешние связи. Произошло это во многом не без участия А. С. Мельникова. Так, на одной из конференций он познакомил меня с профессором из Института теоретической физики им. Л. Д. Ландау в Черноголовке — Григорием Ефимовичем Воловиком, с которым я позднее сделал несколько работ.

— Находясь в свободном полете, легко заблудиться.

— Такая опасность существует. Но я всегда советуюсь. У нас в лаборатории можно спросить совета у квалифицированных научных сотрудников, которые всегда подскажут, стоит или не стоит заниматься той или иной проблемой, а в объективности такого суждения уверенность полная.

— Чем вы занимаетесь в настоящее время?

— В последнее время появился новый класс многозонных сверхпроводников, которые отличаются тем, что сверхпроводящее состояние образовано электронами нескольких разных типов. Исследованием свойств вихрей Абрикосова в этих необычных сверхпроводниках я и занимаюсь. Кроме того, профессор Г. Е. Воловик предложил мне рассмотреть вместе с ним несколько задач по довольно модной сейчас тематике -топологическим сверхпроводникам. Топологические сверхпроводники и изоляторы — это целый класс недавно открытых полупроводников и металлов, в которых свободные электроны локализованы вблизи границы.

Самостоятельную деятельность молодых научных сотрудников в нашей лаборатории поддерживают и всячески помогают, и мне нравится такой стиль работы. На мой взгляд, наша лаборатория — это одно из немногих в городе мест, где можно заниматься именно теоретической физикой. То, что такой подход дает хорошие результаты, подтверждается большим числом публикаций нашей лаборатории в хороших научных журналах. Например, недавно мне удалось пробиться в один из самых престижных журналов «Physical Review Letters». Сделать это в одиночку, без громких фамилий в списке соавторов большая удача для молодого ученого.

— Какие еще интересные задачи вам удалось решить?

— Одна из самых интересных задач была предложена мне А. С. Мельниковым, когда я только поступил в аспирантуру. Результат ее решения имеет важное фундаментальное значение для понимания свойств электронного спектра в сверхпроводниках, содержащих вихри Абрикосова. Ответ получился достаточно любопытным и позволил предложить новую интерпретацию до сих пор не объясненных экспериментальных данных.

Еще мне очень нравится тематика, связанная с топологическими сверхпроводниками. Мне было интересно работать над задачами, предложенными Г. Е. Воловиком, я очень надеюсь, что наше сотрудничество продолжится. Кроме того, эта тематика является, как говорят, «модной», и статьи сразу привлекают внимание научной общественности. Многие ведущие ученые в области физики твердого тела сосредоточились на исследовании топологических сверхпроводников и изоляторов. Возможно, что получение таких соединений, которые можно будет использовать в приложениях, уже не за горами. Один из ключевых игроков на этом поле — профессор Стэндфордского университета Шоу-Шен-Жан. Его группа очень продуктивна, и в последнее время открывает все новые и новые удивительные свойства топологических сверхпроводников и изоляторов.

— Хотелось бы поработать в такой лаборатории?

— Конечно, но молодому ученому из российской провинции можно только мечтать об этом. По крайней мере, сегодня. С учеными такой величины очень трудно завести контакты. И это объективная реальность. Наши успехи в области физики сверхпроводников пока не очень известны. Кроме того, даже если вы будете иметь хорошие результаты и статьи, то, скорее всего, работая в России, вам будет очень тяжело получить признание научного сообщества, которое в основном сосредоточено на западе. Результаты ведь можно просто украсть, как и произошло однажды с нами. Представители довольно известной западной группы просто взяли из нашей статьи с А. С. Мельниковым несколько формул, переписали и опубликовали как свои в хорошем западном журнале. К сожалению, защититься от плагиата в таких случаях невозможно.

— Значит, все-таки следят за результатами молодых российских ученых?

— Следят. И можно утешать себя тем, что это тоже своего рода признание. Хотя признание научного сообщества — вещь важная, мне больше нравится само решение задач, чем дальнейшая работа по продвижению идей в массы и борьба с конкурентами.

— Вы недавно приехали из Стокгольма, чем была вызвана эта поездка?

— Эта поездка связана с уже упомянутым направлением моей научной деятельности — исследованием многозонных сверхпроводников. Началось все с того, что я рассмотрел довольно любопытную особенность структуры вихрей в двухзонном сверхпроводнике вблизи границы. Решение я опубликовал в журнале, и вскоре мне пришло письмо от молодого профессора Егора Бабаева из Королевского технического университета в Стокгольме. Егор окончил Физтех, затем учился в аспирантуре в Швеции, работал постдоком у знаменитого Нила Ашкрофта в США, затем получил постоянное место работы в Стокгольме. Он предложил мне постдок — я отказался, но согласился несколько месяцев поработать в его лаборатории. В институте поддержали меня и предоставили отпуск, за что я очень благодарен руководству нашего отдела. Надо сказать, что не я один имел такую возможность, у нас всегда поддерживают молодежь в плане работы и стажировок за рубежом.

— Вас хвалят старшие коллеги, и вы видите, что уже есть определенные успехи. Звездной болезни не боитесь?

— Нет, не боюсь, потому что от этого оберегает суровая реальность жизни.

— Очень красиво сказано, а все-таки, что вы понимаете под этим?

— Эти успехи, которых я, возможно, достиг, надо постоянно подтверждать, особенно, если работаешь не во всемирно известном научном центре, а в небольшом институте, расположенном практически в деревне Афонино.

— То есть Афонино — это иммунитет от звездности?

— В какой-то степени да. Хотя это вовсе не говорит о том, что у меня есть желание сменить место работы. Мне здесь очень нравится. Работая, например, в Стокгольме, я не видел такой концентрации высококвалифицированных ученых в одном месте, у которых можно учиться, и с которыми разговариваешь на одном языке. Я хочу и стремлюсь соответствовать этим людям!

— Мешает ли вам быт заниматься наукой?

— Могу сказать, что стереотипы относительно плохого материального положения и бедности ученых-теоретиков зачастую сильно преувеличены. Конечно, материальное положение молодых ученых во многом зависит от наличия грантов и стипендий различных фондов. К счастью, молодежь ИФМ РАН получает хорошую поддержку от фонда Дмитрия Зимина «Династия». Например, когда я учился в аспирантуре, их стипендия была даже выше, чем зарплата, и это была ощутимая поддержка. Мы с женой в то время уже жили отдельно от родителей, денег нам хватало на самостоятельную жизнь.

— Ваша супруга тоже занимается наукой?

— Да. Она закончила радиофизический факультет ННГУ, недавно защитила кандидатскую диссертацию, сейчас работает в ИПФ РАН. Мы и познакомились в университете на летней школе, которую проводила Корпорация «Intel» для студентов университета. Я из любопытства решил тогда принять участие в этой школе, и, как оказалось потом, не зря.

— А кроме физики в вашей жизни есть еще что-то?

— Конечно, мы живем как все молодые люди. Любим и развлечения, и отдых. А от разговоров о физике дома нас защищает разность наших научных областей. Я занимаюсь физикой твердого тела, жена — гидрофизикой. Общих точек пересечения у этих областей не много, да мы и не стараемся их искать. Есть много других интересных тем!

— Желаю вам дальнейших успехов!

Беседовала И. Тихонова

© 2000—2018, ИФМ РАН.
E-mail: director@ipmras.ru

Фактический адрес: ул. Академическая, д. 7, д. Афонино, Нижегородская обл., Кстовский район, 603087, Россия
Схема проезда, Документ WordТелефоны сотрудников (240 Kбайт)

Tелефон: (831) 417–94–73,
Факс: (831) 417–94–64,
Адрес для писем: ГСП-105, Нижний Новгород, 603950, Россия