- филиал Федерального государственного бюджетного
научного учреждения "Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова Российской академии наук" (ИФМ РАН)
- филиал Федерального государственного бюджетного
научного учреждения "Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова Российской академии наук" (ИФМ РАН)
Электронное портфолио аспиранта — комплект документов, представляющий собой форму учета и предъявления его образовательных, научно-исследовательских и педагогических достижений в одной или нескольких областях, характеризующих его квалификацию (компетентность). Функции по формированию портфолио возлагаются на аспиранта.
Основнаяцель формирования портфолио аспиранта — анализ и представление значимых результатов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста аспиранта. Портфолио позволяет накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений аспиранта в процессе его обучения.
Портфолио аспиранта является эффективной формой оценки собственных результатов в образовательной деятельности и способствует:
мотивации к научным достижениям;
обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетенций;
выработке умения объективно оценивать свой профессиональный уровень, определять направление профессионального самосовершенствования и саморазвития;
Портфолио создается в течение всего периода обучения. Завершается его формирование вместе с завершением обучения в аспирантуре. Портфолио позволяет аспиранту профессионально подойти к оценке собственных достижений.
Структура портфолио аспиранта включает:
Персональные данные;
Образовательный опыт соискателя до поступления в аспирантуру;
Достижения в результате освоения основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
Достижения в научно-исследовательской деятельности;
Результаты педагогической практики.
Кандидатские экзамены
Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук, а также для соискателей ученой степени доктора наук, не имеющих ученой степени кандидата наук. Кандидатские экзамены устанавливаются по иностранному языку, истории и философии науки и специальной дисциплине.
Кандидатские экзамены проводятся по усмотрению экзаменационной комиссии по билетам или без билетов. Уровень знаний соискателя ученой степени оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Повторная сдача кандидатского экзамена в течение одной сессии не допускается. Дата и время проведения экзаменов определяются приказом директора института.
Необходимые методические материалы для подготовки к экзамену по специальности можно получить в отделе аспирантуры.
Курс «История и философия науки» состоит из 3х частей
Общие проблемы философии науки
Философские проблемы конкретных научных дисциплин
История конкретных научных дисциплин: результатом работы аспиранта (соискателя) на третьем этапе должен быть реферат по истории науки, который в установленные сроки сдается преподавателю, читающему курс лекций
Аттестация аспирантов
Аттестация является формой контроля за работой аспирантов. Сроки проведения аттестации установлены Положением об аспирантуре. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает решение о допуске аспиранта к следующему периоду обучения.
На аттестации аспирант отчитывается о проделанной работе, кратко представляет результаты выполнения видов работ, предусмотренных на данный период в индивидуальном плане.
аттестовать (работа в соответствии с установленными критериями выполнена в полном объеме);
аттестовать (работа в соответствии с установленными критериями может быть признана в целом выполненной, рекомендовать перевести аспиранта на следующий год обучения);
не аттестовать (работа не выполнена, выполнена в недостаточном объеме, аспирант не может быть переведен на следующий период обучения).
Решения аттестационной комиссии об аттестации аспирантов оформляются протоколом заседания комиссии.
Индивидуальный план является документом, содержащим информацию о деятельности аспиранта на протяжении всего периода обучения в аспирантуре. В индивидуальном плане определяются конкретные объемы и направления деятельности (в т. ч. научной работы) аспиранта и сроки реализации в соответствии с учебным планом.
Индивидуальный план включает в себя следующие разделы:
основные положения;
общий план работы;
рабочий план по годам подготовки.
Разделы индивидуального плана «основные положения», «общий план работы», «рабочий план первого года подготовки» заполняются аспирантом и подписывается научным руководителем и аспирантом. Тема диссертации представляется на ученый совет института вместе с кратким обоснованием.
В дальнейшем ежегодно на итоговой аттестации (июнь) в индивидуальном плане отмечается результативность деятельности аспиранта в течение года. Выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель. После аттестации аспирантом заполняется следующий раздел индивидуального плана: рабочий план на следующий год обучения.
После заполнения индивидуальный план сдается в отдел аспирантуры и докторантуры.
В индивидуальном плане работы аспиранта должны предусматриваться: сдача кандидатских экзаменов в течение первых двух лет обучения; ежегодные отчеты о проделанной научно-исследовательской работе; подготовку квалификационной работы с указанием сроков завершения работы над диссертацией, включая проведение предварительной защиты диссертации в отделе.
План работы аспиранта
За всё время обучения аспиранту необходимо:
Полностью выполнить индивидуальный план;
Сдать кандидатские экзамены;
Опубликовать научные работы — статьи, тезисы;
Завершить работу над диссертацией и представить ее в отдел для получения соответствующего заключения.
Первый год обучения
Согласование с научным руководителем индивидуального план работы аспиранта;
Утверждение темы исследования на Ученом cовете (не позднее 1 ноября);
Изучение литературы по теме диссертации (в течение всего обучения);
Посещение занятий по философии и иностранному языку (сентябрь-май);
Сдача кандидатских экзаменов по философии и иностранному языку (май — июнь);
Подбор методов исследования (в течение года);
Организация и участие в экспериментальных работах (в течение года);
Посещение лекций, семинаров, конференций проводимых в институте (в течение всего обучения);
Подготовка публикаций (в течение всего обучения);
Выступление на научных конференциях (в течение всего обучения);
Полугодовая аттестация аспиранта в лаборатории (январь- февраль);
Годовая аттестация: доклад о проделанной за год работе на заседании аттестационной комиссии института (июнь), оформление аттестационного отчета о проделанной работе в индивидуальном плане и сдача его в отдел аспирантуры.
Второй год обучения
Первичная и более углубленная обработка экспериментальных и/или теоретических результатов за прошлый год (в течение года);
Подготовка публикаций (в течение года);
Выступления на 1−2 научных конференциях (в течение года);
Изучение литературы по теме (в течение всего обучения);
Посещение лекций, открытых занятий (в течение всего обучения);
Полугодовая аттестация аспиранта в лаборатории (январь- февраль);
Годовая аттестация: доклад о проделанной за год работе на заседании аттестационной комиссии института (июнь), оформление отчета о проделанной работе в индивидуальном плане и сдача его в отдел аспирантуры.
Третий год обучения
Сдача кандидатского экзамена по специальности;
Работа по выполнению экспериментальной части исследования;
Работа по выполнению теоретической части исследования;
Работа по подготовке рукописи диссертации;
Научные публикации;
Индивидуальные гранты (регионального, всероссийского и международного уровня) и руководство финансируемыми НИР по теме диссертационного исследования;
Участие в международной или зарубежной конференции с докладом;
Полугодовая аттестация аспиранта в лаборатории (январь-февраль);
Годовая аттестация: доклад о проделанной за год работе на заседании аттестационной комиссии института (июнь), оформление отчета о проделанной работе в индивидуальном плане и сдача его в отдел аспирантуры.
Четвертый год обучения
Завершение работы над текстом основной части диссертации;
Доведение количества публикаций по теме диссертации до необходимого числа;
Апробирование результаты диссертационного исследования;
Написание автореферата диссертации;
Предоставление окончательного варианта диссертации научному руководителю и вынесение его (по рекомендации руководителя) на предварительное обсуждение (предзащиту);
Полугодовая аттестация аспиранта в лаборатории (январь-февраль);
Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация по программам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре ИФМ РАН состоит из двух испытаний: